Версия сайта для слабовидящих

Get Adobe Flash player

Документальный фильм

Фильм, посвященный учителям и воспитателям, чей ежедневный, порой малозаметный труд является основой будущего нации "Урок на всю жизнь"

Министерство труда

УФНС России по Самарской области

"Декларационная кампания - 2016"

В рамках мероприятий по защите детей от информации, причиняющей  вред их здоровью и развитию, а также популяризации темы по защите персональных данных несовершеннолетних открыт специальный сайт http://персональныеданные.дети, где размещены материалы, которые были разработаны специалистами Роскомнадзора, для педагогов и родителей, которые хотят помочь детям понять важность конфиденциальности личной жизни при использовании цифровых технологий.

Экологическое воспитание в ДОУ

Наступивший 2017 год указом президента РФ объявлен в нашей стране Годом экологии и Годом особо охраняемых природных территорий. Сделано это для того, чтобы привлечь внимание к проблемным вопросам, которые существуют в экологической сфере, и улучшить состояние экологической безопасности страны.

Наш детский сад не остается в стороне при решении экологической проблемы!

Экологическое воспитание дошкольников ставит своей целью помочь детям увидеть взаимосвязь между природными сообществами Земли, ощутить себя их частью и обозначить личную роль в сохранении их равновесия.

Основополагающими принципами нашей работы по экологическому воспитанию являются:
- принцип регионального компонента (изучение природы родного края) позволяет:
формировать у детей понятия на основе непосредственного наблюдения и изучения предметов и явлений окружающей природы;
использовать имеющую у детей информацию для того, чтобы они применяли свои знания в разнообразных видах практической деятельности;
помогает решать задачи воспитания нравственно-патриотических чувств, воспитания гражданственности;
создавать благоприятные условия для самовыражения, организации коммуникативного общения, в котором каждый ребенок имеет возможность проявлять свою индивидуальность;
- принцип научности и доступности понятий. На каждом этапе работы с детьми первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия, которые формируют знания. Таким образом, естественные научные знания оформляются по схеме: «представления — понятия — знания». Такая последовательность обеспечивает преемственность знаний и углубление их содержаний;
- принцип «спирали» необходим для того, чтобы дети, возвращаясь к тем или иным объектам и явлениям природы, шли из года в год по восходящей, углубляя и расширяя представления и понятия, учась применять более сложные приемы и методы исследования. Следует подчеркнуть, что для детей дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание и утомляемость, поэтому обращение к одной и той же теме несколько раз способствует развитию внимания детей и длительному сохранению интереса.

Во всех группах ДОУ созданы необходимые условия для повышения экологических знаний детей в игровой самостоятельной и совместно с воспитателем форме. Организованы природные и опытно-экспериментальные центры с песком, семенами, лупами, микроскопами, колбочками и многим другим, где дети могут организовывать самостоятельные игры, наблюдения, эксперименты, также педагоги проводят ряд занятий по опытно-экспериментальной деятельности:
Конспект НОД «В мире животных» (в рамках тематической недели «Домашние животные»),
разработанный Попко Т.В., воспитателем МБДОУ "Детский сад № 297" г.о.Самара
Конспект НОД «Знатоки природы» (в рамках тематической недели «Перелетные птицы»);
Конспект НОД «Осень» (в рамках тематической недели «Осень наступила»),
разработанные Сяпкаевой О.С., воспитателем МБДОУ "Детский сад № 297" г.о.Самара
Конспект НОД «Зима» (в рамках тематической недели «Зимушка-зима»);
Конспект НОД «Домашние животные» ,
разработанные Генераловой Т.В., воспитателем МБДОУ "Детский сад № 297" г.о.Самара
Во всех группах наглядным пособием по формированию у дошкольников представлений о временах года, погодных изменениях служат календари природы.
Также имеются наглядные пособия: «Птицы средней полосы», «Бабочки», «Лесные и полевые цветы», «Листья и плоды», «Птицы, обитающие на территории нашей страны», «Животные, обитающие на территории нашей страны», «Природные и погодные явления», атласы, карты, глобусы и т.д.
В групповых библиотеках подобран ряд энциклопедий о животных, жителях водоемов, птицах, природе, насекомых.

Свою деятельность педагоги выстраивают, опираясь на разнообразные методические материалы: О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду», О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», С.В. Машкова «Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе», С.Н. Николаева «Юный эколог», Е.А. Алябьева «Сказки о природе», Н.А. Рыжова «Волшебница вода», «Я и природа», Л.С. Журавлева «Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим», А.В. Миронов «Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС ДО», О.Ф. Горбатенко «Система экологического воспитания в ДОУ», методические пособия Т.А. Шорыгиной.

В настоящее время благодаря телевидению, компьютеру и книгам дети больше узнают о разнообразных объектах и явлениях природы, у них возникают разные вопросы об окружающем мире. Поэтому мы стараемся строить занятия таким образом, чтобы, с одной стороны, ответить на интересующие детей вопросы и удовлетворить их любопытство. А с другой - обеспечить усвоение ими необходимых знаний. Причем главную цель занятия мы видим не в передаче знаний от педагога к ребенку, а в приобщении детей к систематической и творческой деятельности. Для этого мы разнообразили структуру и методы проведения занятий, способствующих развитию логического мышления и познавательной активности детей. Для организации интересной мыслительной деятельности помогают

С целью первоначального ознакомления дошкольников с насекомыми в старшей группе «Божья коровка» был реализован проект «Муравьишкин домик» (Руководитель проекта: Сяпкаева О.С., воспитатель МБДОУ "Детский сад № 297" г.о.Самара). Где так же принимали участие не только педагоги и воспитанники, но и родители вносили свой вклад в формирование экологической культуры своих детей.

Экологические сказки. Интерес детей к экологической сказке определяется, прежде всего, новизной сюжета, наличием необычных персонажей, их действий, а также конечным результатом. Экологические сказки учат научному видению в занимательной форме, помогают раскрыть сложные явления в природе. Детям младшего дошкольного возраста наиболее интересны сказки о животных. Старшим дошкольникам нравятся волшебные сказки. Сказки, написанные самими детьми, занимают особое место в экологическом воспитании. Они помогают нам глубже понять детские интересы и их направленность.

Практическая деятельность в природе. Важнейшим показателем бережного и заботливого отношения к растениям и животным является желание детей принимать активное участие в уходе за ними. Мы учим детей осознавать, что уход направлен на удовлетворение потребностей растений и животных (в пище, воде, тепле, солнце, и др.). Каждый организм живет, растет, развивается, если для этого имеются соответствующие условия. Постепенно дети прослеживают и полностью начинают понимать зависимость жизни и состояния растений и животных от труда человека.

Природоохранные акции — это общественно–значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы. Совместно с родителями мы часто проводим такие природоохранные акции:
«Чтобы деревья были большими» (посадка деревьев осенью)
«День цветов» (создание цветочных клумб)
«Лесная аптека» (сбор лекарственных трав)
«Птичья столовая» (изготовление кормушек и подкормка птиц в зимнее время)
«Чистое утро» (уборка территории)
«Чтобы дольше жили книжки» (уход и обновление).
Участвуя в акциях, дети пропускают знания через себя, используют их на практике, приходят к пониманию природных процессов, они осознают ответственность за последствия некоторых своих действий, они растут увлечёнными, не равнодушными людьми.

Эксперименты и опыты. Огромный интерес дети проявляют к исследовательской работе, поэтому большое внимание в нашей работе отведено опытам и экспериментам. В процессе работы учим детей размышлять, формулировать и отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их. Например: Очень просто и легко объяснить пятилетнему ребенку, что нас окружает воздух и он невидим, но его можно обнаружить. Подуть на ладошки и почувствовать ветерок, взмахнуть рукой около листка, лежащего на столе и увидеть, что лист двигается. Подвести детей к выводу, что воздух невидим, но когда мы приводим его в движение, наблюдаем, что предметы двигаются. Перед нами стоит задача связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей. Подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.

В ознакомлении с природой особое место занимают дидактические игры. Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребенок учится вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определенным общим признакам. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируется их внимание, память, произвольное восприятие. При решении игровой задачи часто нужно объяснить свои действия, а это способствует развитию речи детей. Дидактические игры учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, способствуют воспитанию умения играть вместе. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивая их, отмечать изменения отдельных внешних признаков.

Использование многообразия форм и методов работы, познавательно-практического интереса ребенка, потенциала его мышления дает возможность формирования у детей гуманного познания мира природы в процессе игры. Дошкольник вооружается системой экологических знаний, приобретает практический опыт, учится познавать мир прекрасного и пробует свои силы в его сохранении и умножении.
В мае 2017 года в МБДОУ прошел конкурс «Огород на окне». Задачи конкурса.
1. Развитие сотрудничества детей, родителей и педагогов в области экологии.
2. Воспитание у детей бережного отношения к живым объектам.
3. Трансляция опыта педагогов по развитию детей в коллективной проектной деятельности.
4. Воспитание у детей понимания о ценности своего здоровья и потребности быть здоровым.
5. Ознакомление и обучение дошкольников способам выращивания витаминов на окне.
6. Развитие трудолюбия и чувства созерцания прекрасного.
7. Развитие творческого подхода и фантазии участников (детей, родителей, педагогов) в презентации выбранной культуры.

Экологическое воспитание дошкольников – трудоемкий многогранный процесс познания природы, представляющий собой формирование основных приоритетов экологической культуры путем тесного переплетения знаний, практической деятельности и духовного начала каждого ребенка. Начиная работу на первой ступеньке образования в форме игровой деятельности, мы формируем у ребенка потребность бережного целесообразного расходования природных богатств, воспитываем чувство персональной ответственности за их сохранение и приумножение.